Главная » Статьи » Водный туризм

"Сухарь" или о том, как остаться не мокрым..

Неотъемлемая часть экипировки туриста-водника – «сухая» одежда. Она должна защищать от прямого контакта с водой, от ветра, предотвращать переохлаждение и перегрев тела, сохранять тепло в самых экстремальных погодных условиях и обеспечивать защиту от различных механических повреждений.

Отечественное производство.


Производство компании UREX
Гидрокостюм выполнен из легкого, водогазонепроницаемого, прорезиненного капрона. Он состоит из полукомбинезона, куртки с обтягивающим капюшоном, эластичного пояса. Брюки простого прямого покроя, имеют длину до середины груди и держатся на помочах из резиновой или капроновой тесьмы. Внизу брюки переходят в носки из эластичной резины (тапочки, галоши). К поясу брюк приклеена эластичная манжета. К куртке приклеен капюшон из эластичной резины, снизу также оканчивается эластичной манжетой. Рукава куртки оканчиваются сужающими манжетами. Для обеспечения водонепроницаемости использована конструкция с минимальным количеством швов. Склеенные швы проклеиваются прорезиненной лентой. Вес костюма в зависимости от материала и размера 2,5 кг.  

Надеваются брюки, манжета брюк опускается на бедра (фото 1); надевается куртка, манжета куртки опускается на манжету брюк. Производится тугая скрутка манжет (фото 2), после чего сверху надевается резиновый пояс. Если гидрокостюм по росту вам немного великоват, то скручивуют вместе с манжетой куртки и нижнию часть куртки. Такая возможность позволяет использовать костюм размером до 175 см. людям ростом 160 см.). При использовании на сплаве, только полукомбинезона, необходимо всегда одевать пояс, чтобы вода не попала внутрь.

Производство компании "ВОДА"

Сухой костюм "Вода" предназначен для использования на бурной воде. Мембрана FineTex обеспечивает сухость и комфорт на протяжении всего времени сплава. Сочетание неопреновых и латексных манжет на шее и руках препятствуют попаданию воды внутрь. Регулируемый неопреновый пояс на липучках защищает от проникновения воды через тубус юбки. Отсутствие молнии на корпусе дает еще больше свободы действий в порогах.  Усиления тканью CORDURA плеч, локтей, колен и зада уменьшают истерание мембраны и защищают наиболее нагруженные места от порезов об острые камни, ветки и др. Уникальная система NinjaPocket заменяет одновременно и молнию и гульфик для справления нужд, что особенно актуально для девушек в каякинге! 
 
Характеристики сухого костюма "Вода"

  • 3-х слойная мембрана FineTex (10000 мм/5000г/м²/24ч)
  • Свободный анатомичный крой 
  • Натуральный латекс на шее и запястьях с регулируемыми внешними манжетами
  • Усиление тканью CORDURA наиболее нагруженных мест: плечи, локти, колени и зад
  • Неопреновый внешний тубус, регулируемый застежками на липучке
  • Дренажные отверстия на груди, спине и рукавах 
  • Носки из 3-х слойной мембраны FineTex (10000 мм/5000г/м²/24ч)
  • Система входа в костюм NinjaPocket - являющаяся одновременно люком для справления естественных нужд
  • Простой и удобный ремень из стропы на фастексе

 

На этом пожалуй, отечественные производители закончились и мы перейдем ...к другим )))

 

Современные изделия выполнены из мембранных тканей, обладающих различными показателями водонепроницаемости (от 5 до 25000 мм водяного столба) и воздухопроницаемости (4000-5000 гр/кв.м/24 час), которое не пропускает воду вовнутрь, однако дышит, выводя излишнюю влагу изнутри наружу. Имеют полностью проклеенные швы, двойной манжет/ворот/тубус, обладают высокими показателями износостойкости. Места, подверженные истиранию (локти, плечи, колени) обычно усилены кордурой (Cordura TM), кевларом и др.материалами. Топовые куртки, как правило, выполнены из четырехслойного материала (нейлон внешний слой, 2 слоя микропористого полиуретанового покрытия, нейлон внутренний слой) и обеспечены максимальной защитой на нужных местах.


Сухая куртка (Dry jacket) – это та вещь, экономить на которой не стоит. Не имеет смысла покупать легкие тонкие куртки для туризма, которые будут служить только защитой от ветра – такие изделия пригодятся для летних тренировок, но не для сплава. Сплавной день может начаться ранним утром, а закончиться после захода солнца, длительное нахождение на воде, перевороты, отстрелы, просмотры порогов, спасработы могут грозить переохлаждением организма, даже если в походе повезло с погодой. Выбирайте куртки из материала не менее 2.5 слоев, с обязательным двойным манжетом (латекс/неопрен, двойной неопрен), двойным тубусом и воротником либо латекс/неопрен, либо плотным неопреновым одинарным воротом. Двойной ворот обеспечит более длительную сухость и, соответственно, тепло.


Некоторые атлеты выбирают куртки с плотным, но одинарным неопреновым воротом, отдавая предпочтение большему комфорту, хоть и с некоторым ущербом в плане водонепроницаемости. Без латексного горла куртка будет быстрее пропускать воду при активном катании или переворотах, зато обеспечит больший комфорт и свободу дыхания, особенно спортсменам, участвующим в соревнованиях по фристайлу и гонках, когда борьба идет за доли секунды. Так же интерес к курткам без латекса имеется от мужчин, кожа которых склонна к раздражениям и аллергии – во время длительных походов, когда нет возможности регулярно бриться, такой ворот будет меньше натирать шею.


  Сухие брюки в комплекте с курткой создают практически 100% защиту от воды. Если еще несколько лет назад вполне достаточным считался комплект сухая куртка + неопреновый низ (костюм или брюки), то на сегодняшний день каякер, заботящийся о своем здоровье и комфорте, приобретает сухие брюки и не беспокоится о ветре, холоде и переохлаждении организма ранней весной, в экспедициях с длительными просмотрами или обносами порогов, при отстрелах и т.д. Сухими из считаются брюки из непромокаемой ткани, с двойным или одинарным тубусом, двойным манжетом латекс/неопрен (двойной неопрен) или с совмещенным сухим носком. Брюки с сухим носком гарантируют большую сухость и тепло, но из минусов можно отметить то, что если носок протирается или рвется, то брюки сразу же теряют свою водонепроницаемость.


Заблуждением является то, что сухой комплект гарантирует 100% защиту от воды. После интенсивной тренировки или сплава водник обнаруживает на себе влажное термобелье и испытывает разочарование. Не забывайте о том, что вода проникает и через самый плотный воротник, и через манжеты, и через стыки, образованные слоями одежды.


По поводу того, как должны осуществляться эти самые стыки, имеется несколько мнений. Самым распространенным является «бутерброд»: нижний тубус брюк, сверху нижний тубус куртки, снова брюки, юбка, верхний тубус куртки. Как показывает практика, через час-два движений аккуратные слои растрепались, вода проникла внутрь брюк и, как следствие, мокрая попа. Но в случае отстрела такое сочетание сохранит вас в сухом состоянии более длительное время.


Второй способ – скручивание в плотный жгут нижних тубусов куртки и брюк. Это возможно если тубусы выполнены из достаточно тонкой ткани.


Третий способ, к которому склоняются атлеты, проводящие на воде большую часть своей жизни: тубусы брюк всегда являются нижним слоем, далее тубус куртки, юбка и сверху основной тубус куртки.


Максимальную защиту от воды обеспечивает, конечно, сухой костюм (dry suit). Его неоспоримым преимуществом будет большая сухость, тепло, свобода движений по сравнению с комплектом куртка/брюки. Из минусов (для начинающего каякера) следует отметить его «неуниверсальность». Если куртку вы сможете комбинировать с брюками, шортами, неопреном в зависимости от погоды, то с костюмом этого сделать нельзя. В качестве единственного комплекта для сплава на начальном этапе сухой костюм не рекомендуется. А вот если вы, являясь обладателем сухой куртки и брюк, задумываетесь о приобретении второй, то тогда лучшим решением будет добавить еще денег и купить костюм.


ПРО ДРАЙСЬЮТЫ

 

 


В нашей северной стране большая часть сплавного сезона проходит в крайне неблагоприятных для сплава условиях: вода либо холодная, либо ледяная, температура воздуха, как правило, тоже не радует. Несложно заметить, что если вам холодно и мокро, то катание на лодочках доставляет совсем мало удовольствия: хочется поскорее закончить со сплавом, и переодеться в сухое, а утром следующего дня сделать все, лишь бы снова не лезть в мокрую одежду, а затем в холодную воду. Непосредственно во время сплава движения замерзшего райдера становятся скованными, а линия движения прокладывается так, чтобы как можно меньше мокнуть.


К счастью, есть снаряжение, способное противостоять плохой погоде и ледяной воде, и обеспечить высокий уровень комфорта даже когда вокруг идет снег, а температура воды не поднимается выше +3 градусов. Это драйсьюты, или сухие костюмы для каякинга.


Современный сухой костюм – это скафандр из мембранной ткани, которая не пропускает вовнутрь воду, однако дышит, выводя излишнюю влагу изнутри наружу. На рукавах и шее латексные манжеты (бывают и другие варианты, но это скорее экзотика), на ногах водонепроницаемые носки (хотя встречаются и костюмы без носков). Надевается костюм через водонепроницаемую молнию. Еще одна молния для справления нужд в соответствующем месте.
 
ПЯТЬ ПРИЧИН ПОМЕНЯТЬ КУРТКУ И ШТАНЫ НА ДРАЙСЬЮТ

  1. Драйсьют обеспечивает максимальную сухость по сравнению с комплектом драйтоп + штаны. Как не изворачивайся, между штанами и курткой будет затекать вода, а в сухом костюме – нет.
  2. В драйсьюте теплее. См. пункт 1
  3. Драйсьют более безопасен на сплаве. В случае длинного заплыва через стык куртки и штанов обязательно нальется вода и будет мешать выбираться на берег. Вообще, комплект штаны + драйтоп для тех, кто никогда не вылезает (а есть ли такие?).
    Есть нюанс. После того, как вы одели и застегнули костюм, из него надо обязательно выпустить лишний воздух. Иначе при заплыве можно где-нибудь надолго залипнуть.
  4. Драйсьют дает бoльшую свободу движений. На талии, там, где нужна максимальная подвижность, при использовании куртки и штанов накладываются друг на друга семь слоев одежды (термобелье низ, термобелье верх, тубус штанов, тубус куртки, внешний тубус штанов, юбка, внешний тубус куртки), а при использовании драйсьюта — только пять. Если использовать цельный термокостюм (а-ля Unisuit от IR), то можно сэкономить еще один слой.
  5. В экспдишн-каякинге драйсьют позволяет экономить вес снаряжения. Вам понадобится только один комплект термобелья и носков и для сплава и для сна. В остальных случаях сплавная термуха будет мокрой и спать в ней не захочется.


Драйсьюты бывают разные. И дело тут не только в производите или цене. Рассмотрим подробнее, чем сухие костюмы отличаются друг от друга.


Молния. Это очень важная часть костюма. Она может быть расположена спереди от правого плеча к левому бедру, или на спине, горизонтально в районе лопаток.


 Молнию впереди легко расстегивать и застегивать самостоятельно, однако есть два существенных минуса. Первый: в районе молнии юбка неплотно прилегает к телу, и в этом месте вода поступает внутрь лодки. Второй – молния немного стесняет движения в районе талии. Костюмы с молнией, расположенной впереди, делают компании NRS, Kokatat, Stohlquist
 
Молния, расположенная сзади, на мой взгляд, значительно лучше. Ничто не мешает грести, вода в лодку по юбке почти не поступает. Однако для самостоятельного застегивания и расстегивания молнии сзади нужен определенный навык и гибкость. Делается это так. Если вам надо расстегнуть костюм, сначала расстегиваем манжету на правом рукаве, оттягиваем рукав как можно ниже и хватаем правой рукой изнутри, чтобы натянуть ткань костюма на спине. Левой рукой через голову берем застежку молнии и тянем. Главное – первые несколько сантиметров, потом проще. Костюм наполовину открыт. Далее уже правой рукой расстегиваем молнию до конца. Если надо застегнуть костюм, то делаем то же самое наоборот. Костюмы с молнией сзади сейчас более популярны, их делают компании Palm, Immersion Research, Level 6, Sandiline и др.


 
Рис. Каякер в позе «дружище, застегни меня» и металлическая молния на спине.


Молнии изготавливаются из разных материалов. Бывают металлические, бывают пластиковые. Первые более надежные (в теории), но более жесткие и тугие, пластиковые мягче. Насчет надежности того или иного типа молнии что-то сказать трудно, я только один раз видел сломанную металлическую молнию. За застежками надо ухаживать. Для этого в комплекте обычно есть специальная смазка.


Носки. Бывают драйсьюты и без них, но сейчас это экзотика, в основном все костюмы сейчас изготавливаются сразу с носками. Они бывают латексные на более дешевых моделях, и из мембранной ткани. Лучше те, которые из ткани, т.к. в латексных носках ноги потеют и всегда влажные. Носки – самая уязвимая часть костюма: они чаще всего протираются или рвутся. Чтобы этого не допустить, надо обращаться с ними бережно и использовать специальную сплавную обувь.


Усиления. У любой одежды, используемой на сплаве, уязвимы локти и колени, плечи (особенно при переноске лодок) и седалище. Поэтому в этих местах производители усиливают костюмы более плотной тканью. Например, у драйсьюта Palm Torrent усиление есть везде, у NRS Men's Inversion Kayak – только на коленях и седалище.
 
Мембрана. Она позволяет вашему костюму оставаться сухим и при этом отводить лишнюю влагу изнутри. Чем выше показатели мембраны – тем лучше. Однако, как ни высок бы был показатель дышимости, после сложного обноса вы все равно вспотеете. Если мембрана недостаточно хороша, то очень скоро костюм начнет течь по ткани в местах плотного прилегания к мокрому (сидушка, упоры, юбка).

Крой. Слишком узкий костюм будет стеснять движения, слишком широкий – цеплять всякие сучки и камни на берегу и протираться. В общем, надо мерить.
 
Качество изготовления. Как только внутри костюма начнет отклеиваться проклейка швов, он перестанет быть сухим. Как показывает практика, чем дешевле костюм, тем быстрее начинается этот процесс. Дешевые костюмы, как правило, живут не больше одного насыщенного сплавного сезона. Дорогие держатся два-три.


Прочие полезности. Производители изо всех сил стараются сделать свои костюмы более удобными. Например, у Palm Torrent есть специальные подтяжки, чтобы костюм с открытой молнией не сползал. И IR Double D для этих же целей есть неопреновый пояс. Также иногда полезно иметь карман для мелочей. 

Еще одна важная мелочь – это система слива воды из рукавов и штанин, из пространства между латексным обтюратором и защитной манжетой. Если отверстия для слива недостаточно большие, то вода будет отяжелять ваши руки и ноги.

Защитные манжеты на воротнике и запястьях должны полностью закрывать латекс, иначе от воздействия солнца тот очень быстро потеряет эластичность и порвется. Проверить это можно сразу при примерке костюма.

Для теплых стран, типа Непала м Коста Рики, а также летних тренировок, есть куртки с коротким рукавом и шорты, а для всего остального нужен драйсьют! Если ваш сплавной сезон начинается в апреле-марте, а заканчивается в ноябре, если вы сплавляетесь в Сибири или Норвегии, то сухой костюм – это ваш выбор.


Материал собран на интернет ресурсах http://urex.ruhttp://aquaninja.ruhttp://paddler.ru

Категория: Водный туризм | Добавил: starii (30.01.2017)
Просмотров: 218 | Рейтинг: 0.0/0

Поделиться:

Всего комментариев: 0
avatar