Главная » Статьи » Водный туризм

Опасности на воде

Среди водников и их коллег по водной активности идет бурная тенденция к развитию. Реки Карелии, Алтая, Саянов и Кавказа переполнены водниками всех мастей. Некоторые из них долго тренировались, научились правильному поведению на воде и сейчас, что называется, пожинают плоды просвещения. Таких я называю «спортсмены-водники».  Есть и другие, менее сознательные экземпляры, именуемые мной «туристы-водники»: тренироваться они никогда не тренировались, но, они удачно сходили на лайтовую троечную речку и теперь им очень уж "хочется экстрима". О том, какая жесть поджидает этих чайников, они даже не догадываются. Надеюсь, что данный ликбез будет полезен и тем, кто с уже знаком с техникой водного туризма, и для тех, кто только собирается делать свои первые шаги в экстремальных сплавах. 


Данный вид деятельности может принести уйму смертельных опасностей на белой воде. На реках от третьей категории сложности и выше можно легко травмироваться или даже погибнуть, поэтому, если вы хотите идти такие реки, то вам просто необходимо познакомиться с основами техники водного туризма, а также с элементарными навыками и правилами спасательных работ при аварии на воде.

Человек, решивший заняться водным экстремальным туризмом, должен четко для себя понимать всю серьезность экстремальных сплавов. Умение видеть наиболее оптимальную и безопасную линию движения своего плавсредства (как говорят водники «читать воду»), умение грамотно и полно определять характер и уровень категории сложности порогов, построение теоретического плана в голове при чтении воды при аварии в пороге и дальнейших своих действий после этого, умение трезво оценивать свои силы и силы своего напарника при этом – залог относительной безопасности в белой воде.


Давайте немного определим самые страшные неприятности, которые могут подстерегать нас на горной реке, а также разберем, как их избежать или как с ними справиться. Я опишу лишь основные из них. Это непосредственно сама структура бурной воды, Прижимы, Поганки, Воронки, Жесткие улова или Карманы, Бочки, Котлы, Сифоны и Пульсары. Также не меньшую опасность представляют Завалы, Расчески или Техногенные препятствия. 


Структура бурной воды.

Все структуры образуются, обычно от связки вода-камень. Когда поток воды с определенным уклоном стремится сквозь подводные и надводные преграды, образуется турбулентный (хаотичный поток), что в свою очередь создает водовороты, валы, ямы в воде и различные завихрения. 
Начну с самых «безобидных» опасностей. 


Прижимы.

В этой ситуации основная струя бьет в скалу или в обрывистый берег, образуя отрицательный карман. Всегда нужно стараться уйти от прижима, при этом нужно уходить от прижима под таким углом, чтобы не перевернуться и не уйти в прижим. Обычно напротив прижима всегда есть ровная вода со слабым течением. Необходимо идти по границе ровной воды и струи.  При попадании в прижим нужно постараться уткнуться носами катамарана в скалу по струе и, отпружинив, слиться далее кормой.


Поганки.

Обычное явление на реках с большим расходом воды. Некое подобие подводного течения снизу вверх, которое образует водяной гриб над поверхностью воды. Бывают поганки локальные и мигрирующие. Локальные поганки образованы, как правило, крутым падением воды в узких местах (за водопадами) и расположены неподвижно, относительно течения реки. После того, как вы прыгаете со слива, за сливом находится бочка (о ней далее), в которой вы теряете скорость. Если далее идет поганка, то, она обычно выше поверхности воды и вы можете, потеряв скорость, просто на нее не выгрести. Вы будете карабкаться на нее, постоянно скатываясь обратно в бочку, либо под шторку водопада. Такие места желательны к просмотру. Локальные поганки всегда видны с наплыва или при просмотре. Желательно их избегать, либо проходить на скорости по краям, цепляясь за положительную струю. 


Воронки (речные).

Водоворот или круговое движение на поверхности воды, образованное слиянием двух течений с разными скоростями, либо образованное течением реки и стационарным объектом (гора, камень).  Обычно не опасны для водников (на катамаранах), но есть и большие воронки, способные утащить человека. Такие места желательно обходить стороной. 


Жесткие улова (суводи).

Обычно такие структуры можно наблюдать на реках с большим расходом. Это карман в скале с потоком, обратным течению реки, который несколько ниже основной струи. В этом кармане есть и поганки и воронки. Необходимо очень постараться разогнать плавсредство по обратному течению, чтобы выскочить через эту ступеньку на основную струю. У самосплавщиков из таких уловов невозможно выбраться без посторонней помощи. Единственный вариант – вылезти на скалу и/или  ждать помощи. Пример: каньонный участок любой горной реки.


Карманы.

Очень опасное водное препятствие, особенно, если водник оторвался от плавсредства. Обычно образуются в нишах по краям водопадных сливов. В этих нишах суводи и вода движется по кругу. Самостоятельно выбраться практически невозможно и, зачастую, требуется помощь извне. 


Бочки. Самые распространенные препятствия на реке.


Бочкой называется слив с камня или с плиты, который, ударяясь в стоячую воду,  закручивается в обратном направлении и создавая длинный противоток. Этот коварный водный язык под действием кинетической энергии погружает глубоко в себя все, что попадает в него. Такой противоток, отразившись от дна, поднимаются на поверхность поганкой ниже по течению. С этой поганки вода стекает обратно в бочку и так по кругу. Попав в бочку (на полнорасходных реках бочки могут достигать нескольких метров в глубину и иметь область обратного течения до десяти метров), воднику требуется поддерживать положительную скорость, чтобы пролететь эту обратку, и, далее зацепится веслом за внешнюю положительную струю, вытягивая корпусом катамаран. Если же водник попал в бочку без судна, то необходимо оперативно сделать вдох, сгруппироваться и понять, где вода течет со слива, а где находится пенная обратка, которая и затягивает в центр бочки. Главное здесь – поднырнуть под пену и погрузиться в донную струю.


Очень много трагических случаев, когда водники, так и не сумев выбраться из огромной бочки, захлебывались, уставая бороться со стихией. В бочках среднего размера вполне можно стабилизировать ситуацию и попытаться выйти на края бочки. В это место и нужно стремиться.

Оказавшись там, ни в коем случае не бросайте весло! Следует нащупать струю (рука, нога, весло), сделать несколько резких гребков или разворотов в сторону выхода (вниз по течению). Если вы на судне и бочка не ограничена по краям камнями или скалами, можно попробовать сделать траверс струи поперек бочки и выехать из нее. Помните: никогда не угребайтесь от бочки, если она вас уже хорошо закусила-вы только зря израсходуете силы! Когда бочка дает вам моменты подышать-дышите! Если нет сливов с большими перепадами и, если уклон реки не большой, бочки всегда читаются с наплыва, поэтому, если нет возможности отгрести от бочки, всегда старайтесь зайти в нее ровно и на максимальной скорости! Старайтесь в бочках особо не открывать глаза, поскольку в этой пене обычно плавает много мусора.


Котел.

Это гибрид бочки с карманом, запертая бочка. Выбраться из него практически не возможно. Если нет хорошей страховки. То печальные последствия не заставят себя долго ждать. Старайтесь избегать таких мест, если вы знаете о них, либо, если заметили их при просмотре порога. 


Есть еще более опасное явление, подстерегающее водника (особенно, если он идет самосплавом, оторвавшись от плавсредства). Это самое подлое явление бурноводных структур! 


Сифон.

Это подлая штука, когда струя наваливает на скалу или на камень, образуя под ними полости, по которым движется дальше. Эти сифоны могут быть короткими и протяженными, полными (закрывает русло) и частичными (локально закрывает русло). Со временем в эти сифоны может засосать мусор, бревна, лодки, которые, расклиниваясь в узких проходах сифонов, запирают их. Основная подлость сифонов-  их невозможно заметить ни с воды, ни с берега. Попадание водника в сифон и его дальнейшее перемещение по нему практически не контролируется из-за скорости и давления струи, а спасение во многом зависит от удачи. Пример: порог «Русские горки», р.Чуя, Горный Алтай. 


Пульсары.

Встречается на полнорасходных реках, либо в паводок. Данные структуры опасны своей непредсказуемостью и мощностью, способной перевернуть ваше судно в доли секунды, казалось бы на ровном месте. Это могут быть как валы, так и бочки. Мощная кратковременная турбулентность направляет поток либо ввысь, либо в противоход струе.

 
Завалы и расчески.

Явление в период паводка, либо после него. Состоят из деревьев и антропогенных предметов. Расчески-низковисящие деревья над водой, под которыми иногда невозможно пройти, их, порой нельзя никак обойти и водный поток несет прямо под них. Опасность в том, что можно застрять между деревом и водой, сломав себе все, что угодно. Также расчески опасны падением в воду. Тут уже никакая каска вас не спасет. Завалы образуются мусором и деревьями. В них очень много острых сучьев и тд. За которые можно зацепиться и уже из них не выбраться под давлением струи. Самое паршивое, что в такой ситуации вам вряд ли кто поможет.


С антропогенными препятствиями лучше вообще не связываться: арматура или бетонные плиты не пощадят не только лодку или весло, но и самого сплавщика. Реки с препятствиями подобного рода среди водников не в почете: с ними стараются не связываться вообще, так как удовольствие от сплава в данном случае не оправдывает риски. Пример: впадение р. Мулянка в г. Перми или «Кусьинский водопад» в Пермском крае. 


Мы рассмотрели объективные опасности на воде. Есть еще субъективные опасности. Данные опасности могут исходить от членов вашей команды по походу. Вы должны всегда оценивать уровень опасности и уровень технической сложности препятствия.

Любые сомнения в прохождении экипажем препятствия трактуются в пользу НЕТ!

Также необходима дружелюбная и адекватная атмосфера в коллективе даже в критической ситуации. При спасательной операции в первую очередь спасается сам спасающий экипаж, затем спасаемый самосплавщик, далее человек-катамаран и в последнюю очередь катамаран без людей! Трагедией может закончиться недооценка препятствия и уровня воды, неадекватность поведения, банальные ссора и понты!!!, адреналиновое опьянение (особое внимание!). Выбор напарника и команды – очень серьезное мероприятие, с которой нужно начинать подготовку к сплаву.

Анализ несчастных случаев, чтение лоций и отчетов – также очень важные этапы подготовки к экстремальному путешествию. Безопасность на воде зависит не от сложности или простоты порогов, не от вашего умения или наличия крутого снаряжения. Безопасность в первую очередь зависит от адекватной оценки экипажем своих сил и препятствия, внутренней уверенности и умения работать в группе. 


Прошу прощения за много букв. Удачи всем и до встречи на воде! ))


не мое...

 

Категория: Водный туризм | Добавил: starii (16.01.2017)
Просмотров: 141 | Рейтинг: 3.0/1

Поделиться:

Всего комментариев: 0
avatar